|
![]() |
Главная → Статьи → Виды мебели на заказ → История маркетри История маркетриИскусство мозаики из тонких пластинок — шпона, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства пиленого шпона. С этого времени мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, стали облицовывать шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). Подобная техника приобрела популярность в Англии конца XVII века, где ее стали применять как часть нового ремесла — изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, темных и светлых пород дерева, например сикамора или вечнозеленого самшита с грецким орехом. Позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зеленый цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный — для изображения экзотических птиц. Повышенное внимание, уделяемое декору, повлияло на конструкцию мебели: большие ровные пространства необходимо было украшать все более изысканными инкрустированными панелями. Для этого, как отмечают специалисты компании "КЛ-Мебель", идеально подходят столы, а также двойные дверцы шкафов. Иногда, особенно при изготовлении голландских образцов, инкрустация покрывала всю поверхность, но обычно ею украшалась овальная панель, а своды (пространство между панелью и углами поверхности) покрывались инкрустацией более простого рисунка. Маркетри с рисунком морских водорослей, вошедшая в моду в 90-х годах XVII века, состояла из небольших стилизованных причудливых орнаментов и делалась обычно из желтого сикамора, выделявшегося на фоне более темного грецкого ореха. Будучи трудоемкой и дорогой техникой, инкрустация применялась главным образом для украшения дорогой и изысканной мебели — например, небольших письменных столиков или часов с длинными подставками. Впервые строганый шпон сделали американцы в начале XIX века на станке шириной не более 1,5 м. В 1870 г. шпон стали делать французы Сансон Валет и Гардон. В 1901 г. в Италии семья Кремона на первом горизонтальном строгальном станке освоила производство шпона. Эти тонкие слои шпона дали ремесленникам возможность делать более легкую и менее дорогую мебель, резко сократив количество древесины на ее изготовление. Шпонировать — это значит приклеить шпон на стабильную основу (панель из тамбурата, МДФ, древесностружечная плита, фанера и т. д.). Это, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, позволило производить готовую продукцию из древесины, не подверженной деформации и трещинам, столь характерным для массива дерева. К тому же применение шпона сделало возможным использование пород древесины, обычно непригодных в массиве из-за их неодинаковых размеров: «корень» и экзотическая древесина, эстетически очень красивые и востребованные. При серийном производстве мебели применение шпона имеет ряд преимуществ: практичность, легкость транспортировки, сокращение расходов. Достаточно сказать, что из 1 м2 массива древесины толщиной 3 см получают порядка 50 м2 шпона. На практике применение шпона решило ряд экологических проблем, серьезно сократив расходы древесины в производстве мебели. Благодаря развитию мебельной индустрии стало возможным производство шпона, прокрашенного на всю толщину. Это, в свою очередь, позволило сконструировать многослойные шпон и массив, что сократило расход материалов. Многослойные шпон и массив позволяют решить проблему серийной инкрустации и новой текстуры для нужд промышленности и дизайнеров. Благодаря лущеному шпону удалось получить фанеру, многослойную древесину, закругленные профили и т. д. Шпон получают из бревен деревьев самых разных пород. Бревна различаются по структуре, цвету, достоинствам и недостаткам, и другим характеристикам. В общих чертах бревна можно классифицировать на три вида.
Бревна для строганого шпона, заготовленные в соответствующий сезон, в ходе транспортировки и хранения, до их обработки, требуют надлежащего ухода и соответствующего обращения, чтобы предотвратить деградацию древесины. Обработка начинается с возможной просушки, очистки от коры и обрезки их для получения размеров в соответствии с назначением, т. е. для получения строганого или лущеного шпона. При производстве строганого шпона бегающий нож строгает предварительно закрепленное бревно, в то время как при получении лущеного шпона бревно вращается вокруг неподвижного ножа. Таким образом, получают листы шпона толщиной от 0,2 до 3 мм, которые складывают в пачки. Определенное количество пачек формируют в пакет (паллету), определенное количество пакетов дает кноль. Размеры и фактура (в полоску или пламя) листов шпона получаются в зависимости от используемой древесины, от характерных особенностей бревна и системы его резки. Внутри каждой пачки или же кноля имеются листы шпона различных размеров по длине и ширине. Шпон становится ценнее, если он получен из пород древесины с особыми характеристиками — такими, например, как «корень», «помеле», «муар» и др. Качество определяется различными факторами: раритетом, текстурой, размерами. Шпон производят из древесины различных пород, что позволяет получить достаточно широкую палитру цвета и текстуры. Прекрасный материал для мозаичного набора — шпон из карельской березы. Ее волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Древесина обыкновенной березы тоже вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму — от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого. Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину, со всевозможными пороками (свиль, ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.). Для художника пороки дерева - находки, позволяющие получить своеобразный рисунок. Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Настоящая техника маркетри имеет отношение только к изделиям из дерева. Это искусство мозаики из шпона, то есть тонких деревянных пластинок. Еще до недавнего времени предметы мебели не покрывали для отделки пластиковыми клейкими лентами. В старину мебель делали из натурального дерева, а не из ДСП: долго ее шлифовали, окрашивали, долго лакировали (8-4 слоя с промежуточной сушкой и шлифованием и последующей полировкой). Кроме того, столы, стулья и кровати в то время были штучными изделиями ручной работы, и каждый мастер украшал их резьбой по дереву и инкрустацией. Это было трудоемкое дело. Но никто тогда никуда не спешил. Это не было время массового потребления. Каждое изделие было уникальным. Можно было сделать интарсию. Для этого в основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок. Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. В результате уменьшились затраты, хотя для изготовления такой мозаики тоже требовались терпение, аккуратность и, конечно, художественный вкус. Маркетри — это упрощенная техника интарсии. Можно, например, ту же столешницу покрыть поверху целиком мозаикой из кусочков шпона. А можно в ней сделать углубление и в нем уже уложить свой орнамент. Набор из шпона для мозаики можно вырезать по картонному шаблону резаком V-образного вида, у которого передняя кромка перпендикулярна горизонтальной оси, а задняя имеет угол 45°. Именно она остро заточена. Тупой инструмент просто сминает дерево (а шпон очень хрупкий), поэтому резак приходится постоянно подтачивать. Если предполагается составлять орнаментальную мозаику, то пакет шпона можно зажать в тиски и вырезать лобзиком одинаковые элементы. Вырезать специалисты компании "КЛ-Мебель" рекомендуют не точно по размеру, а с некоторым запасом, чтобы потом подшлифовать и подогнать плотно в наборе. В маркетри используют не только природные цвета дерева. Для получения необычной окраски шпона применяют химическое воздействие: вымачивание в растворах, протравливание и прокрашивание морилкой. Кусочки мозаики смазывают столярным клеем и наклеивают на бумажный чертеж-шаблон, плотно подгоняя их друг к другу. Когда весь набор собран, его переворачивают и наклеивают с помощью столярного клея на необходимую деревянную основу. Затем покрывают бумагой и кладут под пресс на несколько часов. Мозаичный набор кажется недоступным, трудновыполнимым. Но это только на первый взгляд. Весь процесс создания мозаичного набора можно разделить на несколько этапов, в каждом из которых есть свои приемы и секреты. |