Мебель на заказ по индивидуальному дизайну и размеру

КЛ-Мебель


KOMANDORУдобная,
функциональная,
практичная!
 
  • +7 (964) 642-45-60
    консультации и расчет стоимости
    zakaz@klcupe.ru

    Москва, Киевское ш., 22 км., 4с1кА, БП "Румянцево", ТЦ "Мебель Парк", 2 подъезд, 1 эт., пав. А6, салон Modus

Скидка на шкафы-купе Командор

Главная Статьи Виды мебели на заказ История маркетри

История маркетри

Искусство мозаики из тонких пластинок — шпона, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства пиленого шпона. С этого времени мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, стали облицовывать шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

Подобная техника приобрела популярность в Англии конца XVII века, где ее стали применять как часть нового ремесла — изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, темных и светлых пород дерева, например сикамора или вечнозеленого самшита с грецким орехом. Позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зеленый цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный — для изображения экзотических птиц.

Повышенное внимание, уделяемое декору, повлияло на конструкцию мебели: большие ровные пространства необходимо было украшать все более изысканными инкрустированными панелями. Для этого, как отмечают специалисты компании "КЛ-Мебель", идеально подходят столы, а также двойные дверцы шкафов. Иногда, особенно при изготовлении голландских образцов, инкрустация покрывала всю поверхность, но обычно ею украшалась овальная панель, а своды (пространство между панелью и углами поверхности) покрывались инкрустацией более простого рисунка.

Маркетри с рисунком морских водорослей, вошедшая в моду в 90-х годах XVII века, состояла из небольших стилизованных причудливых орнаментов и делалась обычно из желтого сикамора, выделявшегося на фоне более темного грецкого ореха. Будучи трудоемкой и дорогой техникой, инкрустация применялась главным образом для украшения дорогой и изысканной мебели — например, небольших письменных столиков или часов с длинными подставками.

Впервые строганый шпон сделали американцы в начале XIX века на станке шириной не более 1,5 м. В 1870 г. шпон стали делать французы Сансон Валет и Гардон. В 1901 г. в Италии семья Кремона на первом горизонтальном строгальном станке освоила производство шпона. Эти тонкие слои шпона дали ремесленникам возможность делать более легкую и менее дорогую мебель, резко сократив количество древесины на ее изготовление.

Шпонировать — это значит приклеить шпон на стабильную основу (панель из тамбурата, МДФ, древесностружечная плита, фанера и т. д.). Это, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, позволило производить готовую продукцию из древесины, не подверженной деформации и трещинам, столь характерным для массива дерева. К тому же применение шпона сделало возможным использование пород древесины, обычно непригодных в массиве из-за их неодинаковых размеров: «корень» и экзотическая древесина, эстетически очень красивые и востребованные.

При серийном производстве мебели применение шпона имеет ряд преимуществ: практичность, легкость транспортировки, сокращение расходов. Достаточно сказать, что из 1 м2 массива древесины толщиной 3 см получают порядка 50 м2 шпона. На практике применение шпона решило ряд экологических проблем, серьезно сократив расходы древесины в производстве мебели. Благодаря развитию мебельной индустрии стало возможным производство шпона, прокрашенного на всю толщину. Это, в свою очередь, позволило сконструировать многослойные шпон и массив, что сократило расход материалов.

Многослойные шпон и массив позволяют решить проблему серийной инкрустации и новой текстуры для нужд промышленности и дизайнеров. Благодаря лущеному шпону удалось получить фанеру, многослойную древесину, закругленные профили и т. д.

Шпон получают из бревен деревьев самых разных пород. Бревна различаются по структуре, цвету, достоинствам и недостаткам, и другим характеристикам.

В общих чертах бревна можно классифицировать на три вида.

  1. Бревна для получения строганого и лущеного шпона. Они должны быть гладкими и ровными при осмотре со всех четырех сторон, без раздвоений, с сердцевиной посередине, без отверстий, без сухих и гнилых сучков, без смоляных карманов, без врожденных дефектов, таких как плесень, червоточина, без пятен. У них должен быть цвет, характерный для данной породы древесины, с товарной длиной свыше 2,4 м и минимальным диаметром в 40 см в верхней части бревна. Бревна, из которых получают шпон с текстурой «корень», должны иметь такие же характеристики, за исключением габаритных размеров, т. к. речь может идти как о целых бревнах, так и о частях их с разной текстурой. Бревна для строганого шпона могут быть использованы также для производства такой продукции, как мебель, поделки и т. д.
  2. Бревна для пиловочника — в них допускаются: отклонение от прямолинейности, ряд отверстий или сухих сучков, пятна, некоторые врожденные недостатки, дефекты по цвету, характерные для данной породы деревьев. Такие бревна используются для производства пиловочника, для точеных изделий, паркета, строительного пиловочника и т. д.
  3. Бревна для измельчения — это бревна с макроскопическими дефектами по сравнению с теми, что идут для производства шпона или пиловочника. Такие бревна годятся на производство панелей из древесного волокна, изготовления древесной муки, целлюлозы, тары и т. д., а отдельные их части используются для производства точеных изделий, паркета, поделок и т. д.

Бревна для строганого шпона, заготовленные в соответствующий сезон, в ходе транспортировки и хранения, до их обработки, требуют надлежащего ухода и соответствующего обращения, чтобы предотвратить деградацию древесины. Обработка начинается с возможной просушки, очистки от коры и обрезки их для получения размеров в соответствии с назначением, т. е. для получения строганого или лущеного шпона.

При производстве строганого шпона бегающий нож строгает предварительно закрепленное бревно, в то время как при получении лущеного шпона бревно вращается вокруг неподвижного ножа. Таким образом, получают листы шпона толщиной от 0,2 до 3 мм, которые складывают в пачки. Определенное количество пачек формируют в пакет (паллету), определенное количество пакетов дает кноль.

Размеры и фактура (в полоску или пламя) листов шпона получаются в зависимости от используемой древесины, от характерных особенностей бревна и системы его резки. Внутри каждой пачки или же кноля имеются листы шпона различных размеров по длине и ширине.

Шпон становится ценнее, если он получен из пород древесины с особыми характеристиками — такими, например, как «корень», «помеле», «муар» и др. Качество определяется различными факторами: раритетом, текстурой, размерами. Шпон производят из древесины различных пород, что позволяет получить достаточно широкую палитру цвета и текстуры.

Прекрасный материал для мозаичного набора — шпон из карельской березы. Ее волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Древесина обыкновенной березы тоже вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму — от светло-коричневого тона до почти черного.

Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину, со всевозможными пороками (свиль, ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.). Для художника пороки дерева - находки, позволяющие получить своеобразный рисунок.

Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.

  • Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва вымачивают в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом высушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железистосинеродистого калия). На 1 л воды нужно взять 90 г жёлтой кровяной соли.
  • Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину протравливают раствором хлористого железа.
  • Для получения темно-коричневого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серого — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентрацию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
  • Древесина дуба, ореха и бука, в которой много дубильных веществ, протравливается без предварительной обработки. Древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков (наросты на листьях дуба) или дубовой, ивовой коры.

Настоящая техника маркетри имеет отношение только к изделиям из дерева. Это искусство мозаики из шпона, то есть тонких деревянных пластинок.

Еще до недавнего времени предметы мебели не покрывали для отделки пластиковыми клейкими лентами. В старину мебель делали из натурального дерева, а не из ДСП: долго ее шлифовали, окрашивали, долго лакировали (8-4 слоя с промежуточной сушкой и шлифованием и последующей полировкой). Кроме того, столы, стулья и кровати в то время были штучными изделиями ручной работы, и каждый мастер украшал их резьбой по дереву и инкрустацией. Это было трудоемкое дело. Но никто тогда никуда не спешил. Это не было время массового потребления. Каждое изделие было уникальным.

Можно было сделать интарсию. Для этого в основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок. Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. В результате уменьшились затраты, хотя для изготовления такой мозаики тоже требовались терпение, аккуратность и, конечно, художественный вкус.

Маркетри — это упрощенная техника интарсии. Можно, например, ту же столешницу покрыть поверху целиком мозаикой из кусочков шпона. А можно в ней сделать углубление и в нем уже уложить свой орнамент.

Набор из шпона для мозаики можно вырезать по картонному шаблону резаком V-образного вида, у которого передняя кромка перпендикулярна горизонтальной оси, а задняя имеет угол 45°. Именно она остро заточена. Тупой инструмент просто сминает дерево (а шпон очень хрупкий), поэтому резак приходится постоянно подтачивать.

Если предполагается составлять орнаментальную мозаику, то пакет шпона можно зажать в тиски и вырезать лобзиком одинаковые элементы. Вырезать специалисты компании "КЛ-Мебель" рекомендуют не точно по размеру, а с некоторым запасом, чтобы потом подшлифовать и подогнать плотно в наборе.

В маркетри используют не только природные цвета дерева. Для получения необычной окраски шпона применяют химическое воздействие: вымачивание в растворах, протравливание и прокрашивание морилкой.

Кусочки мозаики смазывают столярным клеем и наклеивают на бумажный чертеж-шаблон, плотно подгоняя их друг к другу. Когда весь набор собран, его переворачивают и наклеивают с помощью столярного клея на необходимую деревянную основу. Затем покрывают бумагой и кладут под пресс на несколько часов.

Мозаичный набор кажется недоступным, трудновыполнимым. Но это только на первый взгляд. Весь процесс создания мозаичного набора можно разделить на несколько этапов, в каждом из которых есть свои приемы и секреты.