|
![]() |
Главная → Статьи → Мебель различных стилей → Мебель в стиле Классицизма Мебель в стиле КлассицизмаПравление Людовика XVI (1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло большую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом, так и называется - Луи XVI (Луи Сез). Иногда его называют в честь королевы Марии-Антуанетты. Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы. Корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строгих геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева. Она подчеркивается бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты. Во Франции в этом стиле работали мастера Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер, а также немецкий мебельщик Д. Рентген. Для европейских стран, где третье сословие играло гораздо более видную роль, чем во Франции, и вся жизнь не сосредоточивалась при дворе (например, в Голландии или Англии), развивались иные стили меблировки. В Голландии в XVII-XVIII веках изготовлялась практичная и удобная мебель для городских слоев (бюргеров). Как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, в этот период распространились двухстворчатые шкафы с широким профилированным карнизом, столы с массивными точеными ножками кувшинообразного типа, стулья из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, часто обитым кожей. Похожая мебель, но с обильным скульптурным декором начиная с XVII века изготавливалась и в Германии. В Англии такая рациональная мебель достигла своего расцвета благодаря мастеру Т. Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм в ней артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себя черты готики, рококо и шинуазри. В Англии об этом времени говорят как о неоготике. Мебель английских мастеров второй половины XVIII века Т. Шератона и Дж. Хеплуайта украшалась декором классицистского характера, но удобные легкие формы близки Чиппендейлу. В Соединенных Штатах Америки подражание чиппендейловской мебели и отделке породило собственный стиль, названный колониальным. В архитектуре конца XVIII века преобладающим стилем являлся классицизм, привнесший в мебель четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. Декор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы. В Англии классицизм часто называют стилем эпохи регентства, или рэдженси (в 1811-1820 гг. принц Георг Уэльский был регентом). Правление Наполеона I в Европе принесло моду на стиль ампир (в мебели он был особенно популярен в первой четверти XIX века), который считается завершением эпохи классицизма. Для помещений, оформленных в стиле ампир, мебель играет решающую роль в пространственной организации интерьера. Благородная простота и конструктивная ясность форм, статичность которых всячески подчеркивается, сочетается с декором, в котором мотивы древнеримского искусства переплетаются с древнеегипетскими, заново открытыми Европой после египетских походов Наполеона. Создается иллюзия незыблемости бытия и нерушимости империи. Характерны крупные бронзовые рельефы в отделке. Специалисты компании КЛ-Мебель отмечают, что широко применялось резное золоченое дерево, особенно в России. В Австрии и Германии в 1810-1840 гг. ампир сменился стилем бидермейер с его вниманием к домашнему уюту. Мебель стали изготавливать меньших размеров, менее статичной, вернулась мягкая обивка, монументальный декор был сведен к минимуму. В целом повсеместно в изготовлении мебели идет поворот в сторону более дешевых, простых в изготовлении предметов. В этой мебели часто нельзя проследить какой-то определенный стиль, мастера скорее подвержены моде (например, прямоугольные столы вытесняются круглыми и овальными), большую роль играет обивка, мебель становится эклектичной. Появляются псевдостили, ненужное украшательство. В Англии эпоха регентства плавно переходит к георгианскому стилю, для которого типично окрашивание мебели в белый цвет. Позднейший викторианский стиль во многом перекликается с европейским бидер-мейером. Мебель утрачивает дворцовую исключительность, ее широкое распространение несовместимо с безупречным вкусом. Во второй половине XIX века развивается фабричное производство. Технологический прогресс (гнутье дерева, штамповка древесины) способствует появлению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. Такой и стала «венская мебель», изобретенная на самом деле в Моравии (тогда в составе империи Габсбургов) фирмой «братья Тоне». Эта мебель, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, по своей цене была доступна даже зажиточным крестьянам и вызвала настоящий «взрыв» массового производства. В целом, в конце XVIII - первой половине XIX века были созданы новые формы и виды мебели, которые практически сохранились до сегодняшнего дня. Для мебели это классический период. Стилям этого времени подражают и до сих пор, так как функциональное удобство сочетается в них с красотой отделки. |